Деловой Петербург,
21 августа 2024 г.
Закон и беспорядок
128 просмотров
Почти год прошёл с момента вступления в силу федерального закона № 580 об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси. Основные его положения заработали с 1 сентября 2023 года. Некоторые аспекты, как, например, непременное наличие у исполнителя услуг полиса обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика, начнут действовать с осени этого года.
Закон о такси должен был создать правовую базу для функционирования отрасли в соответствии с современными реалиями. До прошлого года ни в одном законе чётко не было прописано, что же такое «агрегатор», какие у него обязанности и права. Хотя уже много лет основным способом заказа машин являются мобильные приложения. Новелла дала право самозанятым водителям получать разрешения на перевозку пассажиров и работать с агрегаторами (в законе они называются службами заказа такси) напрямую. Ранее получить лицензию могли только юридические лица и ИП, а частникам приходилось выходить на рынок через посредников. Регионы же получили право устанавливать требования к внешнему виду автомобилей такси и их экологическому классу, проводить для водителей аттестацию на знание города.
В конце 2022 года в Минтрансе РФ заявляли, что закон направлен на создание «благоприятных и безопасных условий» пользования такси для граждан, а также на повышение эффективности работы предпринимателей в сфере. Эксперты сходятся в том, что спустя почти год работы этого закона результаты оказались скромными.
Как закон о такси повлиял на безопасность
Наиболее легко оценить влияние поправок на безопасность перевозок. В январе-июле 2024 года ГАИ зафиксировала в стране 1781 ДТП с участием легковых такси, что на 3,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Число погибших в этих авариях достигло 77 человек, что на 13,2% выше показателя января-июля 2023-го. Всего пострадало 2,2 тыс. человек (+1,8%).
С точки зрения статистики некорректно делать вывод, что с принятием закона ситуация на дорогах в плане безопасности стала только хуже. Однако и заметить повышение уровня безопасности в отрасли, глядя на цифры, непросто.
Почему отрасль остаётся непрозрачной
Ещё в октябре 2021 года, когда Минтранс только готовил закон о такси, отмечалось, что регулирование должно сделать отрасль более прозрачной. Однако и здесь всё оказалось не так однозначно. В соответствии с законом в каждом регионе появилось сразу три реестра: перевозчиков, автомобилей такси и служб заказа.
Власти субъектов Федерации самостоятельно ведут эти списки, а также передают их в специально созданную федеральную государственную информационную систему (ФГИС) «Такси», которая находится в ведении Ситуационно-информационного центра Минтранса РФ. Судя по данным портала госзакупок, на разработку и создание новой ФГИС потратили порядка 200 млн рублей, стоимость контракта на поддержку системы в течение 2024 года составляет ещё 45 млн.
Идея ФГИС «Такси» состоит в том, что любой гражданин может проверить в ней достоверность информации о любом перевозчике, автомобиле или агрегаторе. В этом и заключается «прозрачность». На момент запуска системы информация в ней была открыта, то есть пользователь мог свободно получить все данные любого из трёх реестров каждого региона страны. Однако уже к апрелю 2024-го ФГИС превратилась в «чёрный ящик» - в системе осталась возможность проверить конкретный номер авто или ИНН перевозчика на принадлежность к соответствующему реестру, но возможность получить полные данные по региону закрыли.
В то же время единых требований по публикации региональных реестров не существует. И если, например, комитет по транспорту Санкт-Петербурга регулярно обновляет данные списки на своём сайте, то транспортный департамент мэрии Москвы этим не занимается. Таким образом, выяснить по открытым данным, сколько такси в данный момент работает в столице, фактически невозможно.
Как работают самозанятые таксисты
Новый закон ликвидировал неопределённый статус агрегаторов такси, а также допустил к работе самозанятых граждан, замечает председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова. Однако масштабного роста регистрации самозанятых перевозчиков не произошло, что указывает на существующие барьеры для них.
«Мы видим проблемы в дорогом страховании ОСАГО такси, в установленных в ряде регионов требованиях к цвету автомобилей, в полном отсутствии поддержки бизнеса со стороны государства. Сегодня полис ОСАГО для такси стоит в 5-7 раз дороже обычного. И отдать за него 30-50 тыс. рублей самозанятому просто не по карману.
Ещё важно отметить, что перевозчики за всё время, с момента начала коронавирусных ограничений, не получали целевой поддержки - ни региональной, ни федеральной», - говорит эксперт.
На середину августа 2024 года в реестре легковых такси Петербурга зарегистрированы чуть более 50 тыс. авто. При этом самозанятые перевозчики работают только на 478 из них, то есть их доля на городском рынке составляет менее 1%. Только четверть самозанятых «таксует» на собственном автомобиле. По словам президента Объединения самозанятых России Игоря Жмакина, самозанятые всё-таки стали работать напрямую с агрегаторами, но преимущественно в провинции.
В Москве и Петербурге сложилась арендная модель рынка, а частные водители вынуждены работать через посредников. Речь о таксопарках - они с 2011 года обеспечивали «квазизаконность» их деятельности. «А точнее - мигрантах, которые в основном и арендуют автомобили у таксопарков. Это результат регулирования отрасли - выстраивания схемы, по сути, обхода закона. Чиновников она устраивает больше, чем свободно и легально работающие самозанятые - местные жители с личными автомобилями», - считает он.
Вместе с правом на прямую работу с агрегаторами самозанятые оказались нагружены различными формальными требованиями, добавляет Игорь Жамкин. Среди них - обязательные предрейсовые осмотры, страхование по тарифам для такси, путевые листы и журналы, цвет авто. Некоторые требования невыполнимы в принципе или дублируют нормы ПДД (например, ежедневные осмотры), другие просто избыточны, как перекраска личного авто. Путевые листы и журналы Игорь Жамкин считает архаичными и бессмысленными.
Плюсы закона
В то же время однозначно нельзя сказать, что новеллы лишь навредили отрасли. Закон о такси - первый отраслевой закон, в котором детально описано сотрудничество с цифровыми платформами, и он может служить примером при разработке общего регулирования платформенной экономики в будущем, отмечают в пресс-службе «Яндекс.Такси».
Запустившиеся региональные системы реестров всё-таки позволили упорядочить отрасль и дали дополнительные возможности властям для контроля и повышения уровня транспортного обслуживания населения, говорит Ирина Зарипова. Но в перспективе, по её мнению, необходимо учитывать текущее непростое экономическое положение отрасли, когда стоимость содержания и обновления автопарков выросла в разы. А с учётом дополнительных новых вводных до конца адаптироваться под требования нового закона бизнесу ещё сложнее.
«Все дополнительные требования, которые обсуждаются в последнее время, вносят неразбериху и не позволяют производить долгосрочное планирование. Считаем, что необходимо приостановить попытки внесения изменений до тех пор, пока отрасль полностью не перестроится», - предлагает эксперт.
На это же указывают и в «Яндекс.Такси». Несмотря на постоянное удорожание автомобилей, а также их обслуживания и страхования, продолжают появляться новые идеи по регулированию отрасли. «А в текущих условиях дефицита кадров и высоких издержек любые попытки изменить и дополнительно ужесточить регулирование плохо скажутся на рынке, количестве партнёров, водителей и их доходах», - предупреждают в компании.
Илья СЛОВЕСНЫЙ
Вся пресса за 21 августа 2024 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страхование ответственности перевозчиков
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
12 декабря 2024 г.
|
|
Медвестник, 12 декабря 2024 г.
Госдума приняла законопроект о едином реестре страховщиков и медучреждений
|
|
Финмаркет, 12 декабря 2024 г.
Законопроект о создании системы гарантирования в страховании жизни принят во 2-м чтении
|
|
Автостат, 12 декабря 2024 г.
Договор ОСГОП оформили почти 257 тысяч таксистов
|
|
Санкт-Петербургские ведомости, 12 декабря 2024 г.
Полис для доставщика
|
|
Курсив, Ташкент, 12 декабря 2024 г.
Узбекский рынок страхования вырос на 18,6%
|
|
cbr.ru, 12 декабря 2024 г.
ЦБ РФ № ОД-2120 от 12.12.2024 года
|
|
cbr.ru, 12 декабря 2024 г.
Приказ ЦБ РФ № ОД-2121 от 12.12.2024 года
|
|
Парламентская газета, 12 декабря 2024 г.
Россиянам гарантируют сохранение их вкладов при отзыве лицензии у страховщика
|
|
ТАСС, 12 декабря 2024 г.
GigaChat поможет КАПИТАЛ LIFE трансформировать рынок страхования жизни
|
|
Интерфакс, 12 декабря 2024 г.
Госдума приняла закон о повышении роли страховых представителей в системе ОМС
|
|
РЖД-Партнер, 12 декабря 2024 г.
Госдума повысила штрафы за нарушение ПДД и ввела санкции за повторное отсутствие ОСАГО
|
|
CNews.ru, 12 декабря 2024 г.
Продавцы на маркетплейсах могут застраховать свои товары
|
|
ТАСС, 12 декабря 2024 г.
ГД одобрила во II чтении защиту интересов заключивших договор ДСЖ лиц
|
|
Метро, 12 декабря 2024 г.
Зачем убили гендиректора UnitedHealthcare и что говорят медицинские страховщики
|
|
IT Channel News, 12 декабря 2024 г.
Naumen: страховые остаются отраслью с самой низкой долей чат-ботов для обслуживания клиентов
|
|
Волгоградская правда, 12 декабря 2024 г.
Пострадавшие в ДТП в Волгограде пассажиры такси имеют право на страховые выплаты
|
|
Business FM Новосибирск, 12 декабря 2024 г.
В Новосибирске осудят ещё двух автоподставщиков
|
 Остальные материалы за 12 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|